Лекция о перевёрнутой пирамиде Маслоу

Искусства смягчают нравы.

Овидий

Вчера  во Дворце искусств прошла публичная лекция Георгия Заборского "Город как объект современного искусства: кому это нужно? (Vulica Brasil и другие гетеротопии*)".

После лекции главным вопросом, которым я задавалась был вопрос именно с этого слайда: “Что вообще происходит?”. Как вышло, что в некотором смысле горожане  живут в городах, где большая часть среды никому  не подходит? Как можно изменить ситуацию? Но эти вопросы без ответа не ввергают в панику, а только мотивируют на изучение ситуации.

И насколько разнообразно современное искусство, настолько же разнообразны подходы к  городу. Поэтому у кого-то пирамида Маслоу балансирует на вершине “самовыражения”, а у кого-то стоит на широком основании, а кто-то постоянно перекатывает её. А разнообразие это не отражается в самом городе.
Разнообразие городской среды важно, но того, что  Шабаны отличаются от Верхнего города не всегда хватает для того, чтобы считать Минск живым и разным. Что помогает в организации разнообразия среды? Есть много способов,но один из них, прямо-таки создан для Минска - “процент на искусство”.

Процент на искусство -  не самая редкая, но эффективная практика, работающая по-разному в разных городах. В Берлине, к примеру, это обязательное требование ко всем зданиям больше определённой площади: 1% от их общей стоимости должен быть выделен на произведение паблик-арта(общественного искусства). Так городские власти гарантируют разнообразие городской среды (и обеспечивают работой художников).

Но постепенно стало понятно, что чаще взаимодействие человека с объектом интереснее самого объекта. Лондонский проект “Один и второй”  — прекрасная иллюстрация нового подхода. Проходил он в 2009 году и длился 100 дней.Место действия:  центр Лондона, Трафальгарская площадь, на четвёртый постамент (на площади четыре постамента, но только на трёх стоят постоянные скульптуры).

Любой желающий мог занять четвертый постамент на час и делать там что угодно (в рамках законодательства, конечно). Кто-то учил йоге всех желающих, кто-то жарил блины на туристской плитке, кто-то просто читал вслух  — и именно взаимодействие (или его отсутствие) между людьми и было важным.

Так что человеческое общение — это не роскошь, а искусство.

FacebookTwitterVK

Добавить комментарий

*
*
*

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
* Комментарий публикуется после модерации